Мунтян п.а. вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр

Признаки компьютерной заисимости

Как же все-таки понять, что является манией, а что можно считать здоровым увлечением компьютерным спортом? Для решения этого вопроса обратимся к Международной классификации болезней, составленной Всемирной организацией здравоохранения, поскольку именно этот документ является основным для врачей, в определении различных заболеваний.

Согласно МКБ-11, игровым расстройством является поведение, при котором цифровым или видеоиграм отдается наибольший жизненный приоритет до такой степени, что в результате страдают другие интересы и не выполняются повседневные задачи. Это нарушение может быть диагностировано, если такое поведение мешает личной, семейной и социальной жизни в течение года или более. Таким образом, у игровой зависимости, как у любой другой есть ряд признаков:

  • Сужение интересов. Игры выходят на первый план в жизни человека, замещая все остальные занятия, которые до недавнего времени были интересны.
  • Конфликты. Видеоигры начинают отнимать настолько много времени, что человек перестает контактировать с обществом и из-за этого начинаются конфликты. В тяжелой стадии заболевания начинаются прогулы учебы или работы.
  • Ломка. При невозможности поиграть в игры человек начинает испытывать сильный стресс. Увеличивается раздражительность и на этом фоне могут проявиться какие-либо заболевания.
  • Потеря контроля. Даже при желании перестать играть или сократить количество часов, человек не может это осуществить. Ему необходимо снова и снова подключаться к видеоигре, даже если он сам не особо этого хочет.

Это можно считать самыми яркими признаками игрового расстройства. Их стоит отличать от увлечения киберспортивной дисциплиной, когда молодой человек периодически выступает на соревнованиях, а в перерывах между ними тренируется, играя в компьютерные игры

При этом важно понимать, что спортсмен отчетливо осознает, зачем он играет и от его увлечения не страдают другие аспекты жизни

Согласно опубликованным в начале этого года результатам исследования Оксфордского университета, те молодые люди, кто просто увлечен видеоиграми, успешно совмещают свое хобби с другими повседневными делами, не вытесняя их, даже если они проводят за экраном монитора значительное количество времени.

«Полученные нами данные говорят, что цифровая техника используется наряду с другими занятиями, порой вкупе с чем-то еще, например, для выполнения домашнего задания, но не вытесняет их полностью, – отмечает один из авторов исследования Киллиан Муллан. – Точно так же, как и мы, взрослые, дети перемежают свои цифровые пристрастия другими делами». ( bbc.com)

Таким образом, родителям стоит разграничивать маниакальную стадию увлечения видеоиграми и желание стать профессиональным киберспортсменом. Особенно учитывая, что в будущем это может приносить неплохие доходы молодому человеку – например, призовой фонд самого популярного киберспортивного турнира в мире в 2017 году превысил 24 млн. долларов.

Как проявляется лудомания

Коварность заболевания заключается в том, что оно развивается постепенно и обычно начинается всего лишь с безобидного развлечения. Так, человек пробует удачу в игровых автоматах или казино, но всего несколько игр – и пробуждается азарт

Чтобы не запустить ситуацию и помочь справиться с зависимостью, крайне важно вовремя обратить внимание на следующие тревожные симптомы и начать лечение

Психические проявления. Человек начинает ощущать полный контроль над ситуацией, его поглощают мысли об игре, он постоянно планирует следующие ставки и операции. Он надеется на скорый выигрыш и не может прервать игру даже в случае ряда проигрышей. Со временем частота и продолжительность игр увеличиваются, в это время человек испытывает эмоциональный подъем, а при необходимости прерваться – раздражение. Вскоре появляются неудачи на работе, проблемы в личной жизни, зависимый начинает лгать родственникам и врачам, так как ему сложно признаться в истинных финансовых и временных затратах. Нарушается сон, возникают частые смены настроения и даже панические атаки. Без лечения на поздних стадиях лудомания может привести к подлогу, кражам или мошенничеству.

Физиологические симптомы. Человек чувствует постоянное возбуждение во время игры, что в итоге вызывает истощение психики. Выделяется существенное количество гормонов стресса и биологически активных веществ, значительно влияющих на работу внутренних органов. Учащается дыхание, сердцебиение, повышается артериальное давление. В итоге внутренние органы начинают работать в стрессовом режиме, что в последствии вызывает декомпенсацию. При отсутствии помощи в мозгу человека появляются стойкие очаги возбуждения.

Изменения личности. Без лечения у зависимого пропадает мотивация к каким-либо видам социально полезной деятельности. Игра становится важнее профессиональных обязанностей, семьи и саморазвития. В итоге пациент начинает пренебрежительно относиться к работе, которую он впоследствии теряет. Точно так же прекращаются отношения с родственниками и друзьями.

Работа с родственниками

Специалисты центра «Версио» также работают с родственниками человека, зависимого от компьютерных игр. Обычно близкие являются созависимыми и могут непреднамеренно усложнять процесс выздоровления. Узнать о созависимости вы можете на нашем сайте. Помните, что, отказываясь от помощи психолога, трудно будет справиться с комплексом жертвы, избавиться от желания контролировать неконтролируемое. Специалисты могут избавить от чувства вины, разрушительных переживаний, агрессии. Специалисты научат, как вести себя с человеком, который согласился пройти лечение.

Авторы: Елена Жукова

Категории: Материалы, О болезни, Методики, Родственникам, Блог

Причины игровой зависимости

К игровой зависимости приводит не конкретный фактор, а общее нестабильное психоэмоциональное состояние, потребность в получении сильных эмоций. Игра для человека – всегда удовольствие, получаемый азарт приводит к желанию испытать его снова и снова. Несмотря на то что химические зависимости протекают по-другому, принцип формирования болезни одинаков: человек испытывает непреодолимую потребность повторить действие и получить удовлетворение.

Основными причинами, которые могут стать пусковыми механизмами игровой зависимости, являются:

  • трудности во внутрисемейных отношениях;
  • профессиональные неудачи;
  • стрессовые ситуации, требующие разрядки;
  • депрессии;
  • недостаток внимания со стороны близких, чувство одиночества;
  • отсутствие возможности получить удовольствие в реальной жизни;
  • сексуальная неудовлетворенность;
  • склонность к позерству, низкая самооценка, потребность доказать другим свою состоятельность (чаще – причина компьютерной зависимости от игр).

Нередко такие люди имеют низкую самооценку, общую неудовлетворенность жизнью, испытывают выраженные нагрузки на работе. Во многих случаях игра становится способом расслабиться, особенно когда человек не приемлет химических веществ и других способов снятия стресса. Неумение справиться с негативным психоэмоциональным состоянием – то, что отличает всех игроманов.

Как лечить игроманию

Чем раньше обратить внимание на проблему, тем быстрее получится с ней справиться. В одних случаях родители могут помочь ребенку своими силами, в других — должны срочно обращаться к врачу — клиническому, медицинскому психологу

Понять эту грань позволит оценка времени, которое ребенок проводит с гаджетами.

Совет. Если вы стали замечать, что подросток все свободное время посвящает телефону или компьютеру, нужно насторожиться. Ограничьте время их использования 1,5-2 часами в день. Если такое ограничение встречает резкое негодование или же ребенок продолжает играть, но уже тайно, — обращайтесь за консультацией к специалисту.

Эффективные методы лечения игровой зависимости на ранних стадиях предусматривают амбулаторную работу с медицинским психологом. Психотерапия включает регулярное — 2-3 раза в неделю — общение с самим подростком, а также семейные сессии с его родителями, родными.

Симптомы зависимости от компьютерных игр, лечение и методики

Игровая зависимость от компьютерных игр становится проблемой, которая мешает человеку жить.

Зависимость от компьютерных игр развивается постепенно, но первые признаки недуга можно заметить сразу.

При этом нужно выделить следующим симптомы: 

  • человек почти всегда думает об объекте своего пристрастия. Он думает о прошедших играх, планирует новые стратегии побед;
  • множественные неудачные попытки бросить игру;
  • раздраженность после отлучения от любимого занятия;
  • ощущение пустоты после закачивания игры;
  • проблемы в семье;
  • большие затраты на обновление программного обеспечения;
  • игнорирование учебы, работы и семьи, что ведет к их потере;
  • разрыв дружеских связей.

Специалисты отмечают, что больные имеют хронические проблемы со сном. У пациентов часто возникают мысли о суициде. Если вы нашли похожие симптомы, то обращайтесь за помощью к специалистам.

Лечение зависимости от компьютерных игр проводится последовательно, при этом большое внимание уделяется психологической реабилитации.Специалисты применяют индивидуальный подход, учитывая психические и физические особенности каждого пациента. Центр способен побороть зависимость от компьютерных игр в течении нескольких месяцев

Компьютерная игровая зависимость лечится при помощи специальных психологических установок. При этом специалисты открывают пациентам те стороны жизни, которые оказались затуманены болезнью.

Лечение компьютерной игровой зависимости нужно проводить как можно раньше после обнаружения первых симптомов. Ребенка нужно избавлять от ненормального пристрастия к виртуальной реальности. Компьютер для таких детей становится источником несчастий. На первом этапе терапии нужно избавляться от привычки проводить много времени перед монитором.

Наши специалисты знают, как бороться с компьютерной зависимостью эффективными методиками. Лечение компьютерной игромании проводится под руководством профильных специалистов с большим опытом работы.

Цены на лечение игровой зависимости

Наименование услуги
Цена лечения за одни сутки

Палата 5- местная
7000 руб.

Палата 2-4 местная совмещенная
7500 руб.

Палата 3-местная
8000 руб.

Палата «Комфорт» 2-местная
9000 руб.

Палата «Комфорт» 1-местная
10000 руб.

Палата «VIP» 2-местная
12000 руб.

Палата «VIP» 1-местная
14000 руб.

Лечение в стационаре включает: размещение, 3-х разовое питание, круглосуточное наблюдение врача психиатра, индивидуальные занятия с психологом, препараты, купирующие обсессивно-компульсивное влечение к игровой деятельности.

Дополнительный уход за больным в тяжелом состоянии оплачивается дополнительно из расчета 2 000 рублей в сутки.

Стадии компьютерной игромании

Наблюдения близких и тесты позволяют лишь распознать проблему

Но чтобы определить, на какой стадии находится болезнь и как с ней справиться, важно обратиться к специалисту. Интернет-зависимость от игр опасна тем, что страдающий ею человек, как правило, не понимает глубины проблемы

И если взрослый в какой-то момент может осознать, что загнал себя в ловушку, и признаться в этом врачу или психологу, то ребенок этого никогда не сделает.

Врачи выделяют четыре стадии опасного состояния.

  1. Легкая увлеченность. Механизмы зависимости формируются. Во время и после игры человек испытывает удовлетворение. Ему нравятся реалистичная графика, «живой» звук, необычные сюжеты, в которых он принимает участие. Все это вызывает яркие эмоции и стремление повторить эти действия, чтобы вновь получить удовольствие. На этом этапе игра становится целенаправленной: игрок испытывает потребность вновь «примерять» на себя выбранную роль.
  2. Увлеченность. Первое «знакомство» позади, и потребность играть уже диктует распорядок дня подростка. Новое занятие становится для него приоритетным, тогда как общение с близкими, отдых, школьные и домашние обязанности уходят на второй план. Его мысли заняты лишь игрой и стремлением к ней. 
  3. Зависимость. Происходит серьезная перестройка ценностной и смысловой структуры личности. Во главу угла в ней выводится потребность в игре, а самооценка подростка снижается. Основополагающая ценность вызывает изменения характера, поведения, настроения, меняет ритм и образ жизни. Ругаться, скандалить, обижаться, врать, проявлять агрессию даже в отношении самых близких людей становится нормой, если это необходимо для достижения главной цели.
  4. Привязанность. Самая продолжительная стадия, которая может длиться годами. Во время игры человек может уже не чувствовать былого прилива сил, интереса или ярких эмоций. Несмотря на то, что его игровая активность угасает, он живет «от игры к игре», отказаться от привычки уже не в силах.

Почему больной не хочет лечиться

Отличная профилактика интернет-зависимости – привлечение к общественным занятиям, выполнению семейных обязанностей, регулярное совместное времяпровождение. Но, к сожалению, распознать проблему многим родителям удается на стадии, когда увлечение играми переросло в зависимость. Что ж, остается записаться на лечение. В данный период близкие люди часто сталкиваются с агрессией подростка, который не желает обращаться к врачам. Второй тип поведения – безразличие.

По какой причине так происходит, и почему зависимый от компьютерных игр не желает лечиться? Основная причина нежелания – отрицание. Человек не намерен проходить реабилитацию, поскольку не считает себя больным. Свое пристрастие он называет возможностью расслабиться, отдохнуть, получить позитивные эмоции. Игра помогает забыть о проблемах в школе, со знакомыми. По-сути, так свое поведение объясняет и наркоман, и алкоголик. Чтобы помочь подростку понять проблему, нужно организовать интервенцию. Помните, что отрицание – главная преграда на пути к выздоровлению.

Особенно развито отрицание у взрослых. Они уверенны, что их увлечение безобидно. Что оно не имеет ничего общего с наркоманией, алкоголизмом. Так же будет оправдываться человек, который пьет, или наркоман, принимающий легкие психотропные вещества. Но, как показывает практика, компьютерная зависимость – настолько серьезный недуг, что способна разрушить даже благополучную семью.

Еще одна причина отказа от лечения – завышенная опека родителей. Близкие создают для подростка благоприятную среду, где он не несет ответственности за свое поведение. Ему удобно отдыхать, понимая, что есть люди, на которых можно переложить обязанности. Родители должны расписать день подростка таким образом, чтобы у него не оставалось времени на уход в виртуальный мир.

Когда среда становится неблагоприятной для увлечения играми, возможно несколько исходов. Подросток увлечется новыми обязанностями, занятиями и отодвинет игры на задний план либо начнет упорствовать, еще больше усугубляя свое положение. В этот период родителям нельзя отступать. Недопустимо спонсировать ребенка, который имеет зависимость от компьютерных игр. Никаких денег на автоматы, личные расходы. Можно предложить подростку вариант заработать деньги, но при этом контролировать траты.

Страх – еще одна причина, почему дети не хотят лечиться в реабилитационном центре. Найдите возможность объяснить подростку, что понимаете его чувства, страхи, но он должен посетить врача. Расскажите, что зависимость – психическое заболевание.

Итак, если вы хотите положительных сдвигов, нужно побороть три проблемы: отрицание, лень, страх.

Последняя проблема – давление знакомых

Очень важно, с кем общается ребенок. Чтобы он имел правильный круг друзей, родителям следует принимать активную роль в жизни подростка

Проблемы в семье и буллинг

Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.

В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.

Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.

В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.

Индустрия 4.0

Как защитить детей от кибербуллинга и незнакомцев в интернете

В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.

«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.

По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали , согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

Запретить и ограничить

Российские депутаты несколько раз предлагали законодательно бороться с видеоиграми. Поводами для таких предложений становились массовые убийства, которые организовывали подростки в школах. Например, в Москве в 2014 году, в Керчи в 2018 году и в Казани в 2021 году.

Ограничительные инициативы озвучивали и политики США. В 1993 году сенатор Джо Либерман и Херб Кол устроили серию слушаний в Конгрессе из-за игр Mortal Kombat и Night Trap, усмотрев в них излишнюю жестокость. После длительных разбирательств производителям компьютерных игр пришлось принять рейтинговую систему с возрастной маркировкой для продукции. Также компании стали предупреждать покупателей о сценах насилия и другого проблематичного контента в играх (например, употребление алкоголя или сцен секса).

С 1994 году за маркировку в играх отвечает негосударственная некоммерческая организация Entertainment Software Rating Board (ESRB). Перед выпуском игры на рынок создатели обязаны отправить в ESRB сценарий игры и описать эпизоды, в которых встречается насилие, секс, мат, употребление алкоголя и так далее. По итогам ESRB присваивает возрастной рейтинг.

Рейтинговая система ESRB

Либерман продолжил бороться с насилием в играх и дальше — в 1997 году он активно предлагал запретить игру Postal. Сенатор даже якобы назвал игру одной из трех худших вещей, которая существует в американском обществе. По его мнению, две другие — Мэрлин Мэнсон и реклама нижнего белья Calvin Klein. Postal исчезла из магазинов, но всё равно стала культовой. Во второй части игры, которая вышла в 2003 году, разработчики оставили «привет» Либерману — сенатор упоминается несколько раз, а на стене в одной из локаций можно заметить плакат «Либерман, бог видит твое вранье».

Еще одной игрой, которая вызвала большую волну критики чиновниками США, стала Doom. В 1999 году произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» в Колорадо. Два ученика старших классов — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — с помощью оружия и самодельных взрывных устройств убили 13 человек и ранили еще 20. Оба молодых человека увлекались игрой Doom и создавали для нее пользовательские уровни. Проверить связь между трагедиями с участием и подростков и содержанием сцен насилия просили в разные годы президенты США Билл Клинтон, Барак Обама и Дональд Трамп.

Причины развития зависимости от игр

Главная причина, по которой возникает компьютерная зависимость, носит социальный характер. Дети могут брать пример с родителей, особенно отца, который тоже увлекается играми

Потому так важно демонстрировать ребенку положительный пример. Помните, подростки учатся не на наших словах, а на наших действиях

Компьютерная игровая зависимость обычно развивается в семьях, где родители мало времени проводят с детьми. Подростки ищут, чем заменить здоровое общение, и находят отраду в играх.

На формировании негативной привычки также сказывается окружение подростка. Чтобы наладить отношение со сверстниками, он подражает одноклассникам, друзьям, которые много времени проводят за монитором, планшетом или телефоном. Быть в курсе новых игр – значит быть своим. Родители, заметившие назревающую проблему, могут отвлечь ребенка от компьютера, предложив интересное для всех семейное времяпровождение (поход, настольные игры, футбол, разгадывание шарад). Справиться с проблемой легче, когда она только назрела. Поэтому не откладывайте поиски выхода из ситуации на потом.

Желание играть повышенно у детей, которые не знают, чем заняться. Стоит предложить подростку записаться в кружок авиамоделирования, сходить на пробный урок карате или заняться современными танцами, игрой на гитаре. Возможный вариант – это изучение компьютерных технологий. Подросток узнает, как делать несложные программы, что нужно выучить для создания игр. Чем хорош последний вариант – ваш ребенок будет заниматься любимым делом, при этом станет проводить время за компьютером с пользой.

Если проблема сложная, и у подростка развилась стойкая и болезненная психологическая зависимость, как от химических веществ, обязательно обращайтесь в реабилитационный центр «Версио». Специалисты помогут зависимому осознать свою проблему, найдут причины ее возникновения. Пациент научится нести ответственность за желания и сможет давать им оценку. Врачи продемонстрируют, что интернет-зависимость – это  не единственный источник счастья, спокойствия и эйфории, что достигать этих чувств можно альтернативными путями.

Лечение в реабилитационном центре

В центре «Версио» разработаны программы, как лечить компьютерную зависимость у подростков и взрослых. Они менее сложны, чем те, которые проходят наркоманы либо алкоголики. Во-первых, при зависимости от компьютерных игр, как правило, нет сбоев в работе организма. Человек не нуждается в помощи обычного терапевта, в детоксикации. Главная фигура в лечении – психолог. В работу включаются мастера йоги, арт-терапевты. Йога позволяет пациентам познать себя, научиться работать с подсознанием и тренирует силу воли. Она дарит позитивные эмоции, расслабляет, активизирует скрытые резервы.

Для самопознания, с чем испытывают трудности зависимые люди, весьма эффективна арт-терапия. Она учит больных не обманываться, открываться перед собой, а также другими. Благодаря занятиям взрослые и подростки начинают видеть путь к саморазвитию. После лечения человек готов нести личную ответственность, меняться, становится лучше.

Арт-терапия также способна: повысить собственную самооценку, наладить понимание с окружающими, достичь гармонии с собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector