Игровая зависимость: мифы, реальность и способы избавления
Содержание:
- Симулятор жизни
- Можно приобрести зависимость от компьютерных игр
- Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
- Краткая аннотация проекта[править]
- Заболевания органов дыхания
- Как компьютерные игры влияют на здоровье?
- Кто такие «сетеголики»?
- Почему появляется зависимость от азартных игр
- Немного статистики
- Симптомы игровой зависимости
- Стратегия
- Ваше сердце может остановиться
- Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
- Негативное влияние компьютерных игр на детей
- В онлайн-играх мир продолжает существовать
- Игра и обучение
Симулятор жизни
Действительно ли компьютерные игры влияют на психику детей, если это симулятор жизни? Скорее всего, даже наоборот. Как показывает практика, дети способны воплощать жизненные проблемы через геймплей. Одна из таких ситуаций была приведена в пример психологами.
Ребенок, тяжело переживающий развод родителей, решает создать в симуляторе жизни семью, аналогичную своей, но без развода. То есть семья все еще вместе и живет счастливо. Такие ситуации могут как помочь подростку, так и спровоцировать замкнутое состояние.
С другой стороны, симулятор жизни учит ответственности и демонстрирует реакцию персонажей на действия игрока, а также социальную жизнь.
Можно приобрести зависимость от компьютерных игр
Вы, наверное, знаете, что если заниматься чем-то приятным достаточно долго, то это может стать сильной привычкой. Хорошо, если это нечто полезное, а вот если это неполезное или даже вредное, как курение и алкоголь, то можно приобрести привычку, которую будет трудно сломать.
В 2016 году CNN сообщила об исследовании Дугласа Джентиле (Douglas Gentile) психолога из университета штата Айова, который в течение десяти лет изучал геймеров. Согласно его результатам, около 8 % детей в США зависимы от видеоигр.
И хотя точного определения еще не сформулировано, по словам Джентиле от 4 до 10 % детей в развитых странах можно считать зависимыми. Джентиле считает, что причина зависимости стоит на трех китах:
Любой, кто проходил уровень из Mario или Dark Souls, обыгрывал соперников в Civilization, разбивал контроллер в хлам после неудачно пробитого пенальти в FIFA или был лучшим на скорости 400 км/ч, может засвидетельствовать, что игры вызывают настоящие эмоции.
Психолог Марк Гриффитс (Mark Griffiths), директор отдела исследований видеоигр в Университете Ноттингема, добавил, что игры поощряют игроков после прохождения уровня, выполнения задачи или достижения высоких результатов. Либо просто давая задачу и вызывая ощущение выполненного долга. А это может формировать зависимость, особенно на фоне неуспехов в реальной жизни.
- ТОП лучших игр о постапокалипсисе. Во что поиграть перед тем, как начать строить бункер
- Куда глаза глядят — ТОП лучших игр с открытым миром
- 10 невероятных рекордов: трехметровый геймпад, шестилетний киберспортсмен и коллекция из 18 000 игр
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне
«Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений
Экономика образования
Главы IT-компаний об образовании: «Каждый ребенок должен стать экспертом»
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Краткая аннотация проекта[править]
Данный проект включает в себя анализ основных проблем, связанных с внедрением в массовую культуру информационных технологий. Данный проект предназначен для объяснения того, с какой целью создан компьютер, для чего нужна компьютерная игра, для выявления особенностей, характерных для того или иного вида игры.Чтобы предотвратить искаженное развитие сознания в следствие слишком частого использования «негативных» компьютерных игр.
В ходе работы над проектом у студентов формируются убеждения вредного воздействия сюжетов игр на психологию человека; приобретаются и совершенствуются знания по безопасному использованию компьютерных технологий. Учебное содержание проекта призвано углубить и расширить знания по информатике и эргономике («Виды компьютерных программ», «Здоровьесберегающие технологии»), а кроме того, по информационным технологиям («Коммуникационные и информационные сервисы Интернета», «Поиск информации», «Игровой этикет»).
В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы студенты осваивают методы исследования и моделирования, учатся искать зависимости и взаимосвязи, обогащаются общебытовыми знаниями; вырабатывают лидерские качества, приобретают опыт работы в команде. В ходе проекта студенты используют знания разных учебных предметов, осознанно ищут межпредметные связи, вырабатывают способность к преодолению трудностей, ищут более эффективные пути решения задач проекта, получают опыт сетевого общения в Интернете, знакомятся с особенностями деятельности в учебном проекте. В результате реализации проекта студенты должны пополнить знания и умения, развить навыки в соответствии с требованиями учебной программы; предъявить «итоговый продукт» учебного исследования (презентации). У студентов есть возможность предложить свои варианты продолжения работы над проектом.
Заболевания органов дыхания
Заболевания
органов дыхания, вызванные длительным использованием компьютера, как правило,
являются аллергическими. Это связано с тем, что в течение длительного периода
работы компьютера корпус монитора и печатные платы в системном блоке нагреваются
и выбрасывают вредные вещества в воздух, особенно когда компьютер новый. Кроме
выделения вредных веществ, компьютер создает вокруг себя электростатическое
поле, которое притягивает пыль и, следовательно, оседает в легких, в то же
время рабочий компьютер деионизирует окружающую среду и снижает влажность.
Каждый из этих факторов оказывает вредное воздействие как на легкие, так и на
организм в целом.
Как компьютерные игры влияют на здоровье?
Как ни странно, такое увлечение может оказывать не только негативный, но и положительный эффект. На данный момент проведено не мало исследований, подтверждающих это. И о них мы поговорим немного позднее.
Неблагоприятное действие видеоигр
Такое влияние игры могут оказывать из-за ряда причин, например, длительное нахождение человека в сидячем положении. Стоит ли говорить, что малоподвижный образ жизни приводит к увеличению массы тела и ожирению в последствии? При такой позе напрягаются мышцы шеи, головы и конечностей, повышается нагрузка на позвоночник, что увеличивает риск развития остеохондроза и сколиоза. Суставы кистей рук перегружаются, это способствует их изнашиванию и повреждению связок данной области. Из-за постоянного клацания по клавиатуре и мыши пальцы быстро устают, а в подушечках возможно появление парестезии – это расстройство чувствительности, при котором появляется онемение, покалывание, ползание мурашек.
Также компьютерные игры воздействуют на зрительный аппарат. Это проявляется ухудшением зрения. Это связано с тем, что мышцы глаз находятся в длительном сокращении, а для их нормальной работы необходимо и расслабление. Могут появиться слезотечение, двоение изображения и головная боль. К сожалению, улучшить зрение возможно только хирургическим путём, поэтому, чтобы не ходить всю жизнь в очках или линзах, рекомендуем к выполнению следующие упражнения. Их желательно выполнять после каждого часа усердной работы за компьютером. Это займёт всего 5 минут, но поможет сохранить зрительное здоровье.
Влияние видеоигр на психику
В одном из университетов США в Индианаполисе было проведено исследование на 44 подростках по поводу реакций в головном мозге, вызываемых компьютерными играми. В статье с опубликованными данными можно выделить то, что людям, которые играют в видеоигры с присутствием насилия, больше свойственны проблемы с концентрацией внимания и самообладанием. Они становятся менее восприимчивы к жестокости в реальности и на простые жизненные ситуации реагируют более агрессивно. И это проявляется всего лишь после 30 минут непрерывной игры. Для детей такое воздействие более опасно, так как их нервная система является ещё недоразвитой.
Интересно, что совместная игра с кем-либо уменьшает уровень агрессии. Регулярно проводящие в кооперативе игроки-союзники лучше справляются с совместными задачами в реальной жизни, а соперники делают это ещё быстрее. Это доказала группа студентов из университета штата Огайо в своём исследовании.
Однако существуют статьи и с другими результатами, которые утверждают, что взаимосвязи между играми с насилием и повышенной жестокостью нет. Поэтому тема остаётся дискуссионной и в настоящее время.
Можно ли умереть от переигрывания?
Ответ – да.
Видеоигры могут провоцировать приступы эпилепсии, а также вызывать изменение сердечного ритма у предрасположенных к этому людей. Но чаще всего смерть геймеров наступает из-за истощения, так как игроки забывают о приёмах пищи, физической активности, а самое главное – сне. А наш мозг нуждается в постоянном поступлении питательных веществ, процессах обмена и выведении отработавших продуктов. И вот несколько примеров в подтверждение этому:
- В 2005 мужчина корейской национальности в возрасте 28 лет скончался после того, как непрерывно играл 50 часов в Starcraft.
- В 2012 году 18-летний юноша из Тайвани умер после 40-часовой игры в Diablo 3.
- В 2017 в США геймер скончался после 22 часов игры в World of Tanks на благотворительном марафоне.
Польза компьютерных игр
Видеоигры бывают разными, в том числе общеобразовательными и развивающими, что немаловажно для детей. Они способствуют развитию логики, координации движений, моторики, вниманию, усидчивости, а некоторые и вовсе помогают сформировать навыки коммуникации
Также игры влияют на процессы адаптации к новым условиям. Преодолевание препятствий развивает целеустремлённость и упорство.
Компьютерные игры могут улучшать цветовое зрение. Исследования, опубликованные в журнале Nature Neuroscience доказали, что у любителей динамичных видеоигр увеличивается цветовой спектр и повышается способность различать оттенки серого на 43%. Также видеоигры повышают нейронную пластичность, которая является обязательным механизмом в процессе обучения, формировании памяти и когнитивных навыков, необходимых для нормального функционирования нервной системы.
Кто такие «сетеголики»?
С точки зрения психологов и психологическая зависимость, так называемая «сетемания», в ряде случаев может угрожать здоровью, и даже жизни человека. Ее можно поставить в ряд таких болезней, как наркомания, алкоголизм, табакокурение.
Психолог-психоаналитик, сертифицированный специалист Канадского института психотерапии (г. Ванкувер), практический психолог Коклеева Лариса Борисовна. На психику в первую очередь влияет не сам компьютер, а так сказать, виртуальная реальность — игры и интернет. Это то, что «затягивает», то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни — маниакальная зависимость от интернета или компьютерных игр. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Во-вторых, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Людям, «проживающим» свою жизнь в интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы якобы решает интернет! Люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а кроме того приобретают новые: желание уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству. |
Почему появляется зависимость от азартных игр
В основном все зависимости не связанные с употреблением каких-либо веществ — никотин , алкоголь,пища , наркотики, имеют в основе своей психологические причины, также причинами могут стать наследственные факторы, тяжёлый семейный опыт или физиологические причины — гормональные сбои, недостаточная выработка дофамина.
Выделяют следующие причины лудомании:
-
Ослабленный контроль. Человек неспособен регулировать состояние возбуждения. Начав играть, он не может остановиться.
-
Психология: чувство одиночества, ненужности, неспособность установить близкие отношения.
-
Проблемы с самооценкой. В момент выигрыша он чувствует себя лучше, самооценка повышается. Мнимая возможность поправить финансовое благополучие также играет свою роль, у такого человека самооценка обычно зависит от материального благосостояния.
-
Наследственность. Игроманами чаще становятся те, чьи родственники также страдали от этой или иных видов зависимости.
-
Физиологические причины: особенности развития нервной системы, гормональные сбои, дефицит некоторых веществ.
-
Воспитание. Риск развития лудомании выше у тех детей, которые росли в условиях сурового воспитания (ссылка); если основной жизненной целью для их родителей были материальное благополучие и высокий достаток.
-
Стремление к лёгкому заработку, неумение и нежелание работать «как все».
-
Неумение распоряжаться деньгами, финансовая безграмотность.
Важно!
Игромания – это прогрессирующее заболевание. Без профессиональной помощи психолога тяга к игре будет расти, уничтожая жизнь зависимого человека.
Лудомания: особенности игры в казино и на игровых автоматах
Существует несколько видов игровой зависимости:
-
от казино
-
от казино онлайн
-
от игровых автоматов
-
от игровых автоматов онлайн
-
от ставок на спорт , в том числе онлайн
-
от карточных игр
-
от азартных пари
Поговорим о двух наиболее распространённых:
В современном мире, казино — атрибут роскоши, мир элитных развлечений. О казино снято невероятное количество фильмов и написано множество книг. Каждый из нас хотел бы хоть глазком взглянуть на знаменитые казино Лас-Вегаса. Там красивые женщины, влиятельные мужчины, шикарные автомобили, и, кажется, ещё одна ставка и вся эта роскошь будет принадлежать тебе. Но нужно понимать, что это очень прибыльный бизнес, а вовсе на Эльдорадо. Казино выигрывает всегда. А реки дорогого шампанского и коньяка закончатся, как только вы поставите на zero последний жетон.
Игровые автоматы не пленяют роскошью, но берут доступностью. Жертвами «одноруких бандитов» часто становятся подростки, они чаще отличаются чрезмерной эмоциональностью и повышенной возбудимостью, центры торможения у них неразвиты и остановить себя им очень сложно. Часто это дети из неблагополучных семей, страдающие от дефицита внимания, тревожности, депрессии.
Цитата
О, это был замечательный случай решимости: я проиграл тогда все, все… Выхожу из воксала, смотрю — в жилетном кармане шевелится у меня ещё один гульден. «А, стало быть, будет на что пообедать!» — подумал я, но, пройдя шагов сто, я передумал и воротился. Я поставил этот гульден на manque (тот раз было на manque), и, право, есть что-то особенное в ощущении, когда один, на чужой стороне, далеко от родины, от друзей и не зная, что сегодня будешь есть, ставишь последний гульден, самый, самый последний!
Ф.М. Достоевский «Игрок»
Немного статистики
Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10–14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40–80% страдают зависимостью.
Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности). Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).
Симптомы игровой зависимости
Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:
- одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
- частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
- компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
- по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
- наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.
К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.
Стратегия
Стратегия, или «песочница» показывает игрокам, как заниматься строительством одного дома или целого города. Есть стратегии, которые тесно связаны с течением истории, такие как «Цивилизация».
Начинается она в примитивном доисторическом времени, а по ходу дела игроку предстоит самостоятельно развивать свою цивилизацию, налаживая отношения между государствами и занимаясь развитием. В этом случае влияние на психику ребенка абсолютно исключено, так как ему предоставляется возможность не разрушать, а создавать, проявляя при этом фантазию.
Нередко и взрослого человека может заинтересовать такого жанра игра, поэтому не стоит категорично относиться к выбору ребенка.
Ваше сердце может остановиться
По сообщению CNN, 32-летний мужчина из Гонконга был найден мертвым в местном интернет-кафе. Он начал там играть 6 января 2015 года, а через трое суток — 8 января, был обнаружен мертвым сотрудниками заведения. Все это время мужчина непрерывно играл, почти не отвлекаясь на еду и отдых.
Причина смерти установлена: сердечная недостаточность, вызванная в основном полной неподвижностью, переохлаждением и физиологическим истощением из-за недостатка сна. По словам сотрудников, мужчина часто приходил играть туда на целый день.
По словам местных журналистов, другие геймеры в кафе попросту не заметили произошедшего с умершим, никто даже не понял, что тот мертв. Также они были равнодушны к вопросам со стороны полиции и медработников.
Бодрствование в течение нескольких дней создает чрезмерную нагрузку на тело человека, поэтому если у вас с рождения не все хорошо со здоровьем, эта нагрузка может оказаться фатальной для вашего сердца. Отдыхайте вовремя.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Экономика образования
Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Негативное влияние компьютерных игр на детей
При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.
Неспособность контролировать время
Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать — не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным.
Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. Не стоит думать, что влияние компьютерных игр на психику детей происходит автоматически — не менее важен образ жизни ребенка сам по себе.
В онлайн-играх мир продолжает существовать
«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»
В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.
С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.
Игра и обучение
Обучение и запоминание лучше работают, если связать их с игрой. По словам психолога Стивена Сивия, когда крысы играют, «игра освещает все» в их мозгу. Укрепляя связи между зонами мозга, игра улучшает сохранение знаний.
Наблюдения за школьниками дают аналогичные результаты. Например, если на большую перемену выделяется достаточно времени, после нее результаты улучшаются. Возможно, дело в том, что игра требует полного погружения
В состоянии игры внимание удерживается исключительно на игровой деятельности, которая приносит удовольствие, а фиксация в памяти тесно связана с повышенным вниманием и эмоциональным вознаграждением. Кроме того, игра задействует разные центры восприятия и познания в мозге
Силу игры в процессе обучения давным-давно оценили создатели «Улицы Сезам», самой долго идущей детской передачи в Соединенных Штатах. Они использовали юмор, понятный детям, и пародии на популярную культуру, привлекательные для родителей. Куклы позволяют донести самую разную практическую информацию, не теряя интереса детей. Смесь фантазии и реальности, шуток и уроков более сорока лет остается эффективной и успешной комбинацией.